Что такое ординатура. В чём разница между аспирантурой и ординатурой? Как проходит интернатура у врачей

Студенты, завершающие обучение по программам высшего медицинского образования в вузах, всегда сталкиваются со сложным выбором. Чтобы получать достойную оплату труда, иметь интересную и востребованную специализацию, необходимо пройти какую-либо дополнительную программу.

Для этого студентам предлагают два основных пути: ординатура и аспирантура.

Что дает обучение в аспирантуре или ординатуре

Вряд ли найдётся клиника (будь то частная или государственная), которая позволит вчерашнему студенту принимать важные решения, ставить диагнозы и назначать лечение.

Именно поэтому аспирантура и ординатура могут считаться обязательными этапами становления врача и частью высшего образования. Их прохождение даёт возможность вести самостоятельную практику, принимать сложные решения и добиться высоких позиций в медицине.

Подробно об интернах

Ординаторов нередко путают с интернами. Это предсказуемо, ведь несмотря на то, что это два разных понятия, разница между ними невелика.

Цель ординатуры и интернатуры одна - дать молодым специалистам набор актуальных знаний, навыков и первоначальный опыт в том объёме, который позволит вести практику самостоятельно. Однако способы для этого выбираются разные.

  • Процесс обучения . Объём аудиторных занятий для интернов не может превышать более 120 часов за год. Ординаторы получают теоретические знания согласно установленной их кафедрой программе.
  • Кураторство . Интерны ведут пациентов и заполняют соответствующие документы под надзором руководителя программы. Ординаторы же делают это самостоятельно.
  • Дополнительные активности . Интерны периодически принимают участие в дежурствах, по результатам которых отчитываются руководителю. Ординаторам выделены часы для самостоятельного изучения необходимых дисциплин.

Различаются и сроки прохождения программ. Интерн получает необходимый сертификат за 1 год. Ординатура же длится 2 года.

Что такое аспирантура

Мы поговорили о программах последипломного образования, ориентированных на получение практических навыков работы. Аспирантура же готовит научных сотрудников. При этом наличие медицинского образования здесь не является обязательным требованием для поступления. Необходимо желание связать свою научную деятельность с данной сферой.

Программы аспирантуры длятся 4 года, в ходе которых слушатель прорабатывает интересную ему тему, получает необходимые теоретические знания, ведет занятия у других студентов и готовит кандидатскую диссертацию к защите при помощи научного руководителя. Подготовка этой работы и является главной целью обучения. Если она будет успешно защищена перед диссертационным советом, аспирант становится кандидатом медицинских наук.

Различия в подготовке

Сравнивая ординаторов (а также интернов) с аспирантами можно выделить несколько важных различий.

  • Цель . Ординатура направлена на получение сильных практических навыков и права вести самостоятельную врачебную практику, аспирантура - на получение кандидатской степени, освоение методов научного исследования.
  • Продолжительность . Ординатура (интернатура) - 2 года (1 год). Аспирантура - 4 года.
  • Направленность подготовки . Для ординаторов - упор на практику, для аспирантов - на теорию и научные исследования.

В заключении

Интернатура, ординатура и аспирантура в медицине - первый шаг на карьерном пути врача, который хочет добиться высот в своём деле. Важно сделать его под руководством опытных практиков, профессиональных преподавателей и на базе кафедры с актуальными программами обучения. Сделайте правильный выбор!

Обучение в вузе завершается выдачей выпускнику диплома государственного образца, свидетельствующего об уровне официально полученного им образования и о получении базовой специальности (лечебное дело, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело). На этом этапе его самостоятельная деятельность ограничена. Выпускник, принятый на работу в лечебное учреждение, фактически никогда (в интересах пациентов) сразу не получал права на самостоятельную работу с больными. Его руководители способствовали развитию клинической состоятельности под руководством опытного куратора и при содействии коллектива.

Этот обязательный период становления самостоятельности врача после диплома был формализован Приказом МЗМП РФ №286 от 19.12.1994 года «Об утверждении Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности», сделавшим сертификат специалиста, получаемый врачом на последипломном этапе, пропуском в самостоятельную профессиональную жизнь.

Таким образом, задачей второго этапа - последипломного образования - является необходимое завершение подготовки специалиста.

Интернатура - это первичная послевузовская подготовка выпускников высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений и медицинских факультетов государственных университетов, направленная на осуществление врачебной деятельности в рамках квалифицированной медицинской помощи.

В приказе МЗ РФ №210н от 23.04.2009 года «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» проводится грань между подготовкой в интернатуре, подразумевающей обучение по основным специальностям, и в ординатуре, обучение в которой является необходимым для углубленной подготовки.

Ординатура - это первичная послевузовская подготовка выпускников высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений и медицинских факультетов государственных университетов, направленная на достижение необходимых знаний, умений и навыков, позволяющих оказывать специализированную медицинскую помощь.

Согласно статьи 18 федерального закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» принятом Государственной Думой 19.07.1996 года и одобренном Советом Федерации 07.08.1996 года, интерны и ординаторы становятся слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования. Их статус в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студентов высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.

Цель обучения в интернатуре - подготовка выпускников к самостоятельному осуществлению первичной квалифицированной неспециализированной врачебной помощи, преимущественно в амбулаторно-поликлинических условиях. Врачи, закончившие интернатуру, допускаются к работе в практическом здравоохранении.

В процессе подготовки предусматриваются такие виды обучения, как курация больных и ведение медицинской документации под контролем руководителя, дежурства с отчетом на утренней конференции, работа в диагностических подразделениях лечебного учреждения, приемном отделении и блоке интенсивной терапии, лекции и семинары, которые в течении года могут занимать до 120 часов, выполнение определенного минимума диагностических и лечебных процедур, самостоятельное изучение литературы, посещение научных обществ, участие во врачебных конференциях (демонстрация больных, обзорные доклады), участие в патологоанатомических исследованиях умерших больных и др. Основное время интерны должны заниматься практической деятельностью под контролем преподавателя, осваивая основы диагностики, необходимые практические навыки.

Программа обучения предусматривает три уровня усвоения материала и овладения практическими навыками: 1 - профессиональную ориентировку по данному вопросу; 2 - использование знаний и навыков под руководством куратора; 3 - возможность самостоятельного использования знаний, умений и навыков в диагностике и лечении заболеваний. К разряду обязательных документов, сопровождающих обучение относятся учебный план подготовки в интернатуре, расписание семинарских занятий, дневник интерна, который должен отражать все этапы обучения

Основой для оценки готовности выпускника интернатуры к самостоятельной деятельности является экзамен. При условии сдачи экзамена интерн получает удостоверение об окончании интернатуры и сертификат с указанием соответствующей специальности.

Различия в реализации видов послевузовского обучения заключается не только в сроках: продолжительность обучения в интернатуре -1 год, в ординатуре 2 года. Эти виды подготовки ориентированы на общую цель, но решают различные задачи. Основной задачей обучения врачей в ординатуре является подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в учреждениях здравоохранения.

Подготовка в ординатуре проводится в соответствии с учебными планами, которые разрабатываются кафедральными коллективами с учетом типовых программ. Подготовка предусматривает самостоятельную курацию больных, работу в диагностических подразделениях, освоение практических навыков, участие в операциях (для специальностей хирургического профиля), участие в семинарах. 25% времени рекомендуется использовать для обучения по смежным дисциплинам в соответствии с задачами, которые стоят перед ординатором при освоении специальности.

Лицензия серия АА №003531,

регистрационный №3527 от 03.06.2010г. до 31.12.2015г.

Лицензированные специальности (интернатура):

Лицензированные специальности (ординатура):

анестезиология и реаниматология,

анестезиология и реаниматология

дерматовенерология,

дерматовенерология

детская хирургия,

детская хирургия

инфекционные болезни,

инфекционные болезни

клиническая лабораторная диагностика,

клиническая лабораторная диагностика

неврология,

неврология

неонатология,

неонатология

педиатрия,

педиатрия

психиатрия,

психиатрия

рентгенология,

рентгенология,

акушерство и гинекология,

акушерство и гинекология,

судебно-медицинская экспертиза,

травматология и ортопедия,

травматология и ортопедия,

фтизиатрия,

фтизиатрия,

хирургия,

хирургия,

эндокринология,

эндокринология,

онкология,

онкология,

оториноларингология,

оториноларингология,

патологическая анатомия,

патологическая анатомия,

стоматология общей практики,

стоматология общей практики,

фармацевтическая технология,

клиническая фармакология,

управление сестринской деятельностью.

кардиология,

общая гигиена,

пульмонология,

управление и экономика фармации,

офтальмология,

фармацевтическая химия,

общая врачебная практика (семейная медицина),

фармакогнозия,

лечебная физкультура и спортивная медицина,

эпидемиология,

урология,

ультразвуковая диагностика,

ортодонтия.

организация здравоохранения и общественное здоровье,

функциональная диагностика,

физиотерапия,

торакальная хирургия

стоматология хирургическая,

стоматология терапевтическая,

стоматология ортопедическая

стоматология детская,

сердечно-сосудистая хирургия

челюстно-лицевая хирургия,

гастроэнтерология

восстановительная медицина

аллергология и иммунология

гематология

Координирует обучение интернов и ординаторов отдел послевузовского образования, который помимо непосредственного приема выпускников, выполняет методические и контролирующие функции.

Где и как происходит обучение?

Подготовка происходит на клинических кафедрах университетов. Обучение может проводиться в очной и заочной форме, но вторым вариантом, как правило, может воспользоваться уже состоявшийся врач. Ординатура в данном случае может быть нужна также не на всех специальностях. Спектр подготовки определяется перспективными и существующими потребностями системы здравоохранения. Важными стимулирующими условиями являются открытие больших профильных научно-практических центров, улучшение материально-технической базы и рост потребности в специалистах определённого направления, что сказывается на оплате труда и премиальных надбавках.

Подготовка

Продолжаем разбираться в том, что собой представляет ординатура. Что это такое, уже можно понять. Но как происходит подготовка? Кроме индивидуального подхода, принимаются во внимание уровень профессиональной подготовки, стаж работы по специальности и условия, в которых осуществлялась профессиональная деятельность. Всё это не может не сказаться на обучении. Поэтому для каждого врача разрабатывается и утверждается индивидуальный план. Для подготовки специалистов привлекаются самые квалифицированные кадры из имеющегося профессорско-преподавательского состава.

Учебные планы

Они хотя и разрабатываются индивидуально под каждого специалиста, но всё же учитывают типовые программы. Для максимальной эффективности к работе подключается весь кафедральный коллектив направления. Относительно нагрузки можно сказать, что в неё входят работа в диагностических отделениях, освоение практических навыков, курирование больных, участие в операциях (это важно, если ординатура по хирургии) и семинарах. Также часто можно встретить и то, что 25% учебного времени используют, чтобы обучать специалиста смежным дисциплинам. Но это используется только для лучшего выполнения поставленных перед специалистом задач.

Свидетельство о прохождения обучения

Для подтверждения наличия знаний и прохождения соответствующей подготовки выпускнику выдаётся диплом государственного образца. Он свидетельствует о том, что человеком было получено образование. Правда, первоначально человеку почти никогда не дают возможности ведения самостоятельной деятельности. Это делают в интересах пациента. Это необходимо для недопущения ситуации, когда человеческая жизнь окажется в руках дилетанта, который не сможет её спасти. Первоначально человек занимается под руководством опытного куратора. Также ему оказывает содействие (пусть и незначительное) коллектив учреждения.

Разница в медицинской подготовке

Ординатуру часто путают с интернатурой. Можно только представлять, как уже от этого устали сами медики. Поэтому давайте разберёмся с этим и узнаем, чем отличается интернатура от ординатуры. Для этого ознакомимся со всей необходимой терминологической базой. Итак, интернатурой называют первичную послевузовскую подготовку выпускников медицинских учебных заведений, которая направлена на то, чтобы специалист мог осуществлять врачебную деятельность для оказания квалифицированной медицинской помощи. Похожая формулировка на ту, что имеется в начале статьи. Вот только если разобраться и залезть для этого в документацию, то можно узнать, что ординатура предусматривает предоставление знаний, которые нужны для оказания специализированной медицинской помощи! Поэтому она занимает больше времени – 2 года против одного на интернатуре. В процесс подготовки при этом входит курирование больных, ведение медицинской документации (осуществляется под контролем руководителя), дежурства, лекции, семинары (до 120 часов в год). Нужно выполнять диагностические и лечебные процедуры и так далее. То есть основное время человек осуществляет практическую деятельность. И обязательно под контролем своего наставника. Хотя разные виды подготовки и ориентированы на выполнение общей цели, перед ними поставлены разные задачи. Так, врач-ординатор должен уметь самостоятельно работать в учреждениях охраны здоровья. Поэтому и является таким важным внимание к их подготовке.

Как происходит поступление, если нас интересует ординатура?

Стоматология, хирургия или что-то иное – неважно, что является целью. Давайте рассмотрим, как же происходит процесс обучения. Оно осуществляется с отрывом от врачебной практики. Может осуществляться на контрактной основе или за счет бюджета. Обычно срок подготовки специалиста составляет два года. Но если человек учится на контрактной основе, то этот период может быть удвоен. Для клинической ординатуры необходимо иметь практику не меньше трех лет (или окончить интернатуру и иметь рекомендацию ученого совета для обучения). Затем проходят собеседование с членами комиссии и сдача экзаменов. Обучение проводится на клинических базах кафедр университета, в который человек поступил. На весь период подготовки ординатор получает руководителя, в качестве которого может выступать только профессор или доцент. Если человек успешно закончил обучение и имеет опыт научно-исследовательской работы, то ученый совет может выдать рекомендацию для поступления в аспирантуру. Если есть желание учиться на ординатуре, то обо всех подробностях и времени подачи документов необходимо узнавать заранее. Ориентироваться нужно на конец весны (рекомендуется) или начало лета. При этом кроме обычного пакета файлов необходимо будет предоставить диплом о высшем образовании по одной специальности, выписку из трудовой книжки, список научных работ, рационализаторских предложений и изобретений.

Заключение

Вот мы и разобрали, чем является ординатура, что это такое, выяснили отличия между нею и аспирантурой, а также разобрались, как происходят поступление и учебный процесс. Этот шаг является важным для каждого человека, который хочет хорошо изучить свою специальность и стать умелым врачом. Не секрет ведь, что медицинские направления являются сложными и одновременно важными для общества. Увы, но сейчас нельзя сказать, что труд врачей оценён так, как этого хотелось бы. Подобные слова можно отнести ко многим специальностям, таким как учитель, пожарный и ряд других. Но изменить сложившееся положение дел можно, только работая над совершенствованием себя как человека и всего общества в целом. Хотя если брать такие области, как хирургия и стоматология, то ценному (то есть профессионалу с золотыми руками) сотруднику хорошо зарабатывать здесь не проблема.

Интернатура и ординатура – слова, имеющие отношение к медицине, а именно к медицинскому образованию. Если у вас нет знакомых медицинских работников, то разобраться с этими терминами в одиночку будет сложно. Но мы, как всегда, поможем!

Итак, интернатура – это годовое продолжение медицинского образования при лечебном учреждении. Она первична. Ординатура же является двухгодовым обучением и считается более полным. Оба варианты позволяют на практике эффективно применять уже полученные студентом-медиком знания, причём все действия интерна или учащегося ординатуры выполняются под контролем опытного персонала. Однако зачастую одной лишь интернатуры бывает недостаточно для того, чтобы достичь желаемых высот в карьере врача. А иногда даже для поступления в ординатуру требуется прохождение интернатуры. В целом, врачебные специализации, которым посвящается ординатура, например, нейрохирургия, являются более сложными, чем те, а которых практикуются интерны. Пожалуй, это все отличия интернатуры от ординатуры. В любом случае, в нашей стране студенты медицинских вузов учатся довольно долго, прежде чем начать лечить людей самостоятельно, что не может не радовать.

Выводы сайт

  1. Интернатура длится один год, ординатура – два года
  2. Интернатура считается в большинстве случаев неполной подготовкой, иногда она не может быть засчитана для повышения
  3. Список специальностей, доступных для ординатуры и интернатуры, может отличаться.

Окончание обучения в вузах знаменуется выдачей диплома с указанием выбранной специальности, а выпускники задумываются о перспективах дальнейшего трудоустройства. Для большинства из них самым важным становится поиск работы, соответствующий уровню и качеству полученного образования. Другое дело - выпускник медицинских вузов. В дипломах тех, кто окончил высшее медицинское заведение, уже стоит основная врачебная специальность, но самостоятельная деятельность молодого специалиста довольно ограничена. На данном этапе послевузовского обучения ему предстоит поступление в интернатуру или ординатуру, которая и завершит курс становления врача.

В чем особенности послевузовского обучения?

Дело в том, что выпускник медицинского вуза никогда не допускается к с больными сразу после обучения. Как правило, этому предшествует определенный период времени, в который молодой врач должен работать под присмотром более опытных специалистов. После окончания последипломного обучения медику вручается сертификат специалиста. Именно этот документ является пропуском в профессиональную самостоятельную жизнь. В общем и целом второй этап подготовки молодого специалиста заключается в становлении молодого врача. Достойно пройти этот период поможет интернатура и ординатура. В чем разница между этими двумя формами? Попробуем разобраться.

Интернатура

Интернатурой называется первичная последипломная подготовка молодых специалистов, окончивших высшие медицинские или фармацевтические образовательные учреждения либо медицинские факультеты университетов.

Пройти интернатуру рекомендуется в тех медицинских учреждениях, которые совмещают по роду своей деятельности обучение специалистов, научно-исследовательскую работу и непосредственное лечение больных. Много таких учреждений в Москве - например, Интернатура поможет завершить обучение по направлению общей специализации и получить необходимый сертификат.

Типичные специальности интернатуры

Последипломная подготовка в этом учебном учреждении включает в себя множество направлений, среди которых:

  • акушерство;
  • эндокринология;
  • анестезиология;
  • хирургия;
  • фтизиатрия;
  • генетика;
  • инфекционные болезни;
  • педиатрия;
  • скорая медицинская помощь и многие другие.

Полный перечень специальностей представлен на сайте МГМСУ. Интернатура в хорошем лечебном заведении сполна окупит вкладываемое время и средства во взрослой и самостоятельной жизни.

Положение об интернатуре

Свою деятельность интернатура осуществляет на основе перечня приказов, выданных под руководством Министерства здравоохранения Российской федерации. Общие положения обычно бывают дополнены специальными внутренними документами учебного заведения, которые освещают административные вопросы прохождения интернатуры в стенах данного вуза. Смысл интернатуры заключается в подготовке специалистов по оказанию неквалифицированной первичной врачебной помощи в амбулаториях и поликлиниках. Врачи, которые могут поздравить себя с окончанием интернатуры, могут работать в учреждениях практического здравоохранения.

Подготовка интерна

В процессе прохождения интернатуры молодые специалисты проходят такие обязательные как ведение и выполнение определенного количества лечебно-диагностических процедур. Они курируют больных и остаются на дежурствах, принимают участие в работе патологоанатомов и посещают различные лекции и семинары. В общем и целом интерна подготавливают для занятия практической детальностью. Все обучение проходит под надзором преподавателей.

Три уровня

Интерна проходит в три этапа. На первом из них интерн старается получить профессиональную ориентировку по своей будущей специализации. Второй этап обучения направлен на усовершенствование навыков и знаний. На заключительном этапе молодой врач получает возможность применять собственные знания на практике под надзором преподавателя.

Все три этапа обучения должны быть документально подтверждены: составлен план занятий, подготовлено расписание обязательных семинаров. Интерн обязан вести собственный дневник, отражающий все пройденные этапы обучения. В конце такой подготовки необходимо явиться на экзамен, после успешной сдачи которого выпускнику выдается удостоверение об окончании интернатурного образования и соответствующий сертификат.

Ординатура

Ординатурой может быть названа первичная последипломная подготовка выпускников высших медицинских заведений, которая состоит в том, чтобы сформировать у выпускника самостоятельные навыки, помогающие ему оказывать медицинскую помощь в индивидуальном порядке. Подобную подготовку может оказать все тот же МГМСУ. Ординатура в этом учебном заведении предлагается выпускникам вузов, согласно установленному законом порядка, - только после прохождения отборочного этапа. Он включает в себя два вида экзаменов. Тестирование по медицинским специальностям проходит по программе, утвержденной соответствующими приказами Минздравсоцразвития России. Результаты тестирования оцениваются по пятибалльной шкале: наивысший балл - «отлично», а самый низкий - «неудовлетворительно».

Экзамены в ординатуру

После прохождения первого этапа претендентов ждет устное собеседование, которое также оценивается по пятибалльной шкале. Результаты экзаменов суммируются, и претенденту сообщается, может ли он завершить свое образование в стенах МГМСУ. Ординатура этого учебного заведения, к сожалению, не может вместить всех желающих, поэтому предварительный отбор обычно очень жесткий. Поэтому рассчитывать на обучение в ординатуре могут лишь лица, получившие более высокие баллы на вступительных испытаниях, а при равных результатах предпочтение отдается тем претендентам, которые получили лучшие отметки в процессе обучения в ВУЗе, а также лицам, имеющим личные достижения в освоении выбранной специальности.

Ординатура в Москве - удовольствие не из дешевых. Но полученное образование окупится сполна. Стоимость ординатуры сопоставима со стоимостью обучения за 2-3 курса медицинского вуза. Конечно, она достаточно велика, но позволяет по окончании обучения заниматься частной лечебной практикой. Таким образом, молодой специалист довольно быстро вернет деньги, вложенные в свое образование, и станет профессиональным врачом.

Общие черты послевузовской подготовки

Положение об ординатуре имеется в соответствующей статье Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В ней четко прописаны основные функции ординатуры, среди которых - подготовка выпускников медвузов к получению специальных навыков и знаний, позволяющих оказывать специализированную медицинскую помощь. Ординатура предлагает самостоятельную практику под наблюдением опытного куратора-консультанта, который ведет ординатора, оказывает ему помощь личными консультациями и советами. Интернатура занимается и общей послевузовской подготовкой. В этом случае преподаватель курирует целый штат интернов, которые не имеют права заниматься самостоятельным приемом больных. Таким образом, раскрывается отличие между понятиями «интернатура» и «ординатура». В чем разница - в подходе к обучению. Интернатура дает общее направление предоставляет общую подготовку. Ординатура уже предполагает индивидуальный подход к выпускнику.

Сроки обучения

Разница между этими видами обучения заключается и в сроках. Дополнительного времени на полную подготовку выпускника требуют и интернатура и ординатура. В чем разница? Да во времени обучения. Интернатура предполагает закончить послевузовскую подготовку в течение года. Ординатура едва укладывается в два.

Как выбрать

Вечный вопрос «интернатура и ординатура - в чем разница?», который вертится в голове выпускника медицинского вуза, решается довольно просто. Если выпускник довольствуется работай в специализированных медицинских учреждениях (больницах, профилактория, санаториях, поликлиниках и прочее) ему достаточно будет закончить ординатуру. Если будущий врач мечтает о собственной практике и настроен на то, что его имя впишут в медицинские учебники, - ему стоит выбрать ординатуру.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то