Презентация на тему "эпидемия". Эпидемиология. Эпидемия. Пандемия История эпидемий и пандемий

Инфекционный процессэто совокупность физиологических (защитных)
и патологических реакций,
возникающих в ответ на воздействие
патогенного микроорганизма

предпосылки

нарушение санитарных правил,
наличие
источников инфекции,
переносчиков для трансмиссивных инфекций
восприимчивого населения,
недостаточная профилактическая работа
органов здравоохранения

Спорадическая заболеваемость
обычная (минимальная)
заболеваемость
для данной местности
и в данных исторических
условиях
эпидемическая вспышка
повышение заболеваемости,
ограничивающееся
небольшой территорией и
протекающее короткое
время

Эпидемия

греч. epidemia, от epi - среди и demos - народ
распространение инфекционной болезни,
значительно превышающее уровень
обычной заболеваемости
в данной местности

пандемия

распространение инфекционного заболевания
на большой территории, в нескольких странах
или на нескольких континентах с массовым
поражением населения

от биологической сущности
срока инкубации болезни (чем короче этот
срок, тем быстрее идет процесс новых
заражений)
активности и характера факторов передачи
инфекции
восприимчивости населения к инфекции

интенсивность эпидемии зависит

от социально-биологических факторов
числа людей, подвергающихся опасности
заражения

интенсивность эпидемии зависит


малая населенность местности;
отсутствие природных очагов трансмиссивных инфекций;
стабильность местного населения;
коммунальное благоустройство населенных мест;
благоприятные жилищные условия и свободное размещение в
жилищах;
достаточно хорошие санитарные условия на производстве;
высокий уровень санитарной культуры населения, в том числе
работников детских учреждений, предприятий пищевой
индустрии, общественного питания и торговли
продовольственными товарами

интенсивность эпидемии зависит

факторы, сдерживающие, замедляющие передачу инфекции:
возможность проведения плановой массовой специфической
профилактики инфекций;
высокий уровень клинического и лабораторного
обслуживания населения;
хорошо организованная и проводимая гигиеническая и
противоэпидемическая работа среди населения (контроль над
санитарным состоянием, условиями труда и быта населения,
коммунальными, детскими учреждениями, общественным
питанием и продажей пищевых продуктов;
хорошо проводимые обследования эпидемических очагов,
работа в очагах инфекции, выявление и обезвреживание
носителей инфекции, мероприятия против заноса инфекций
из-за рубежа и др.)

интенсивность эпидемии зависит

факторы, способствующие ускорению процесса
передачи инфекции:
большая плотность населения на данной
территории;
наличие природных очагов трансмиссивных
инфекций;
подвижность местного населения (постоянное
или периодическое пополнение населения за
счет приезжающих и» других мест страны или
из-за рубежа);
недостаточность коммунального
благоустройства и скученность в жилищах

интенсивность эпидемии зависит

факторы, способствующие ускорению процесса передачи
инфекции:
нарушения санитарного режима труда на производстве;
недостаточный уровень санитарной культуры
населения;
плохая организация прививочного дела или
невозможность осуществления массовой
специфической профилактики (отсутствие научно
проверенных средств специфической профилактики при
ряде инфекций, отсутствие или недостаток препаратов
для массовой иммунизации и др.);
неудовлетворительная организация клинической,
лабораторной и санитарно-противоэпидемической
помощи населению

История эпидемий и пандемий

ИСТОРИЯ ЭПИДЕМИЙ И ПАНДЕМИЙ

История эпидемий и пандемий

следы туберкулеза и проказы найдены на
египетских мумиях (2-3 тыс. лет до н.э.)
Эпидемия оспы разразившаяся в отборных
частях персидской армии и поразившая
даже царя Ксеркса в 480 году до н.э.

юстиниановская чума

юстиниановская чума

VI век - первая пандемия - возникла в
Восточной Римской империи
За 50 лет на территории нескольких стран
погибло около 100 млн. человек

бубонная чума

бубонная чума

В середине XIV века мир "черная смерть"
уничтожила примерно треть населения
Азии и половину населения Европы

1981 - 2006 Эпидемия СПИДа

1981 - 2006 Эпидемия СПИДа

Эпидемия СПИДа

1981 - 2006 – умерли 25 миллионов человек
2006 – около 2,9 миллиона человек
К началу 2007 – во всем мире около 40
миллионов человек (0,66% населения
Земли) носители ВИЧ

2003 год Эпидемия «Птичий грипп»

острая инфекционная вирусная болезнь,
характеризующаяся поражением органов
пищеварения, дыхания, высокой
летальностью

2009 год Пандемия «свиного»
гриппа A/H1N1- «мексиканка»

2009 год Пандемия «свиного» гриппа A/H1N1- «мексиканка»

2009 год Пандемия «свиного»
гриппа A/H1N1- «мексиканка»
«мексиканский грипп»,
«мексиканский свиной грипп»,
«североамериканский грипп»
Основные симптомы совпадают с обычными
симптомами гриппа
головная боль, повышение
температуры, кашель, насморк

Искусственные эпидемии

Тринадцать стран мира
биологическое оружие
одно из самых страшных военных
изобретений.
Искусственная эпидемия может поразить не
только "чужих", но и "своих".

III век до н.э.: Карфагенский полководец Ганнибал
поместил ядовитых змей в глиняные горшки и
обстреливал им города и крепости, занятые
противником.
1346 год: Первый случай применения
биологического оружия. Монгольские войска
осаждают город Кафу (ныне Феодосия в Крыму). В
ходе осады в лагере монголов началась эпидемия
чумы. Монголы были вынуждены прекратить осаду,
но предварительно они начали забрасывать трупы
умерших от чумы за крепостные стены и эпидемия
распространилась внутри города.

История биологического оружия

1518 год: Испанский конкистадор Эрнан Кортес заразил
ацтеков оспой. Местное население, не имевшее
иммунитета к этой болезни, сократилось примерно на
половину.
1710 год: Во время русско-шведской войны российские
войска использовали тела умерших от чумы, для того,
чтобы вызвать эпидемию в стане врага.
1767 год: Сэр Джеффри Амхерст, британский генерал
подарил индейцам, помогавших врагам англичан французам, одеяла, которыми перед этим накрывали
больных оспой. Эпидемия, разразившаяся среди
индейцев, позволила Амхерсту одержать победу в
войне.

История биологического оружия

1915 год: В ходе Первой Мировой войны
Франция и Германия заражали лошадей и
коров сибирской язвой и перегоняли их на
сторону противника.
1942 год: Британские войска проводят
эксперимент по боевому использованию
возбудителей сибирской язвы на удаленном
островке близ побережья Шотландии.
Жертвами сибирской язвы стали овцы. Остров
был настолько заражен, что через 15 лет его
пришлось полностью выжигать напалмом.

История биологического оружия

1979 год: Вспышка сибирской язвы под
Свердловском (Екатеринбург). Погибло 64 человека.
Предполагается, что причиной стала утечка с
предприятия, производившего биологическое
оружие.
1980-1988 годы: Ирак и Иран применяли
биологическое оружие друг против друга.
1990 - 1993 годы: Террористическая организация
Aum Shinrikyo пытается заразить сибирской язвой
население Токио.
2001 год: Письма, содержащие споры сибирской
язвы, рассылают по США. Погибло несколько
человек. Террорист (террористы) до сих пор не
обнаружены.

источник инфекции;
механизм передачи инфекции;
восприимчивый организм

звенья эпидемиологической цепочки

Механизмы передачи инфекции

алиментарный (фекально-оральный)
воздушно-капельный
контактный
гемоконтактный (кровяной)

Механизмы передачи инфекции

алиментарный (фекально-оральный)
Пищевой путь
Водный путь

Механизмы передачи инфекции

воздушно-капельный
Капельный путь
Пылевой путь

Механизмы передачи инфекции

контактный
Прямой контактный путь
Половой путь
Контактно-бытовой путь

Механизмы передачи инфекции

гемоконтактный (кровяной)
Гемотрансфузионный путь
Вертикальный путь
Трансмиссивный путь

вывод

Знание механизмов, путей передачи инфекции
и воздействие на них
являются очень важным фактором
для профилактики инфекционных заболеваний

Особенности профилактики инфекционных заболеваний

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ
ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

1. уничтожение микроорганизмов;
2. воздействие на пути передачи инфекции с
целью предотвращения заражения
человека;
3. воздействие на организм человека для
развития иммунитета
(невосприимчивости) к инфекциям.

1. уничтожение микроорганизмов

методы воздействия
физические
химические
биологические

2. Воздействие на пути передачи инфекции Иммунитет человека Вопросы к экзамену

Инфекционные заболевания и пути их
распространения.
Эпидемический процесс и его звенья.
Предупреждение инфекционных заболеваний.
Механизмы передачи инфекции. Понятие о
венерических заболеваниях и их
профилактике.
Иммунитет, его виды. Cиндром
приобретенного иммунодефицита.

Подобные документы

    Развитие массовых заболеваний инфекционными болезнями на определенной территории. Источники заражения, механизм и пути передачи инфекций, продолжительность скрытого (инкубационного) периода. Эффективность вакцинации как метода профилактики болезней.

    реферат, добавлен 16.05.2017

    Понятие массовых заболеваний. Географический фактор в распространении инфекционных болезней, здоровье и образ жизни людей, экологические условия региона. Возбудители массовых заболеваний: патогенные бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, простейшие.

    контрольная работа, добавлен 28.09.2017

    Понятие о инфекционных заболеваниях и их классификация. Источники, сущность механизма и пути передачи инфекции. Особенности профилактики инфекционных заболеваний, роль соблюдения личной гигиены, проведение профилактических прививок и дезинфекции.

    презентация, добавлен 03.04.2013

    Эпидемии инфекционных заболеваний - обязательные спутники войны. Антисанитария в условиях военного времени, нарушение вакцинаций. Сущность системы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных. Проведение мероприятий противобактериологической защиты.

    реферат, добавлен 31.01.2015

    Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Принципы обеспечения безопасности. Алгоритм действий по спасению жизни, сохранению здоровья пострадавшего. Детский травматизм. Понятие эпидемии. Профилактика инфекционных заболеваний.

    шпаргалка, добавлен 01.11.2014

    Для предупреждения развития инфекционных заболеваний - экстренная и специфическая профилактика. Противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприятия в условиях карантина. Обсервация проводится, если вид возбудителя не является особо опасным.

    курсовая работа, добавлен 23.11.2008

    Понятие "здоровье" и "здоровый образ жизни". Адаптация и стресс. Особенности протекания хронических неинфекционных заболеваний. Профилактика детских инфекционных заболеваний. Детский травматизм. Формирование здорового образа жизни детей в условиях ДОУ.

    курсовая работа, добавлен 19.12.2019

    Понятие, сущность и классификация чрезвычайных ситуаций. Особенности массовых инфекционных заболеваний людей, сельскохозяйственных животных и растений. Характеристика геофизических, геологических, гидрологических и метеорологических стихийных бедствий.

    реферат, добавлен 08.01.2018

    Описание особо опасных карантинных заболеваний в международном масштабе, способы защиты от них. Трехзонная система противомалярийной профилактики. Медико-санитарные правила, позволяющие избежать опасных инфекционных заболеваний в туристических поездках.

    реферат, добавлен 25.06.2012

    Особенность исследования стихийных бедствий. Виды и средства поражающего воздействия и их классификация. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Анализ массовых инфекционных заболеваний людей, сельскохозяйственных животных и растений.

"Эпидемии"., тема урока в 7 классе. В данной презентации (разработке к уроку) раскрыты такие вопросы: 1. История эпидемий. 2. Пути и передачи инфекционных заболеваний. 3. Последствия эпидемий. 4. Меры профилактики эпидемий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

эпидемии

Эпидемия - это массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эпидемия, как ЧС, обладает очагом заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, или территорией,в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни. КАРТИНА ЧУМА В НЕАПОЛЕ В 1656 показывает опустошительное действие Черной Смерти (Музей Сан-Мартино, Неаполь.)

В основе обусловленной социальными и биологическими факторами эпидемии лежит эпидемический процесс, то есть непрерывный процесс передачи возбудителя инфекции и непрерывная цепь последовательно развивающихся и взаимосвязанных инфекционных состояний (заболевание, бактерионосительство). Иногда распространение заболевания носит характер пандемии, то есть охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях. Сравнительно высокий уровень заболеваемости может регистрироваться в определенной местности длительный период. На возникновение и течение эпидемии влияют как процессы, протекающие в природных условиях (природная очаговость. эпизоотии и т.д.). так и. главным образом, социальные факторы (коммунальное благоустройство, бытовые условия, состояние здравоохранения и т.д.).

В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть: - водный и пищевой, например, при дизентерии и брюшном тифе; - воздушно-капельный (при гриппе); - трансмиссивный - при малярии и сыпном тифе; - зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

Эпидемии - одно из самых губительных для человека опасных природных явлений. Статистика свидетельствует о том, что инфекционные заболевания унесли больше человеческих жизней, чем войны. Хроники и летописи донесли до наших времен описания чудовищных пандемий, опустошивших огромные территории и уничтоживших миллионы человек. Некоторые инфекционные заболевания свойственны только людям: азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др. Существуют также общие для человека и животных заболевания: сибирская язва, сап, ящур, пситакоз, туляремия и др.

1347-1351 гг. - вторая пандемия чумы в Евразии. Погибли 25 млн. человек в Европе и 50 млн. человек в Азии. 1380 г. - от чумы в Европе умерли 25 млн. человек.

1848 г. - в России холерой заболело свыше 1,7 млн. человек, из которых умерло около 700 тыс. человек. - 1876 г. - в Германии от туберкулеза умер каждый восьмой житель страны - Конец XIX века - третья пандемия чумы, распространенная крысами с морских судов, охватила более чем 100 портов многих стран мира

1918-1919 гг. - пандемия гриппа в Европе погубила более 21 млн. человек - 1921 г. - в России от сыпного тифа погибли 33 тыс. человек, а от возвратного тифа - 3 тыс. человек - 1967 г. - в мире около 10 млн. человек заболело оспой, 2 млн. из которых умерли. Всемирная организация здравоохранения начинает крупномасштабную акцию по вакцинации населения. - 1981 г. - открытие болезни СПИД - 1991 г. - в мире обнаружено около 500 тыс. человек, больных СПИД. - В 1996 г. заболеваемость СПИДом в России, по сравнению с 1995 г., выросла в 2 раза. Каждый день вирусом СПИД заражаются в мире 6500 взрослых и 1000 детей. К 2000 г. ожидается 30-40 млн. зараженных этой страшной болезнью - Неожиданную активность в 1996 г. на территории России проявил клещевой энцефалит. Заболеваемость им возросла на 62%, заболели 9436 человек в 35 субъектах РФ.

При возникновении очага инфекционного заражения на пораженной территории вводится карантин или обсервация. Постоянные карантинные мероприятия осуществляются также таможнями на государственных границах. Карантин - это система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем. Вокруг очага устанавливается вооруженная охрана, запрещаются въезд и выезд, а также вывоз имущества. Снабжение производится через специальные пункты под строгим медицинским контролем.

Обсервация - это система изоляционно-ограничительных мероприятий, направленных на ограничение въезда, выезда и общения людей на территории, объявленной опасной, усиление медицинского наблюдения, предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных заболеваний. Обсервация вводится при установлении возбудителей инфекции, не относящихся к группе особо опасных, а также в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.

возбудитель средний инкубаци - онный период, (суток) Опасность больного для окружающих Срок обсервации, (суток) Срок карантина и условия его установления чума 1-3 очень опасен - 6 суток холера 1-3 Очень опасен - 6 суток сибирская язва мало опасен 8 может устанавливаться на 8 суток при массовой заболеваемости и наличии контактного распространения сыпной тиф 10-14 опасен при наличии педикулеза 23 может устанавливаться на 23 суток при массовой заболеваемости и наличии педикулеза натуральная оспа 13-14 очень опасен - 17 суток

Для профилактики эпидемий необходимо улучшать очистку территории, водоснабжения и канализации, повышать санитарную культуру населения, соблюдать правила личной гигиены, правильно обрабатывать и хранить пищевые продукты, ограничивать социальную активность бациллоносителей, их общение со здоровыми людьми.


Эпидемии Эпидемии

Эпидемия – это массовое распространение инфекционных болезней среди людей. Если эпидемия выходит за пределы одного государства, то это явление называется ПАНДЕМИЯ

Инфекционные болезни – группа болезней, возбудителями которых являются вирусы, бактерии и грибки. Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма. Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей. Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития. Различают следующие периоды развития болезни:

Инкубационный период ­ это промежуток времени от момента заражения до появления первых симптомов заражения. Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомогание, озноб, повышение температуры тела, головная боль, иногда тошнота. Периоды развития Период основных проявлений болезни характеризуется инфекционных болезней возникновением наиболее специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период ­ выздоровление. Период угасания симптомов болезни (выздоровление) характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма. Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Профилактика инфекционных заболеваний. Устранение источника инфекции (обеззараживание) Повышение невосприимчивости людей и животных (проведение иммунизации) Исключение путей передачи инфекции

Механизмы (пути) передачи инфекций: Воздушно­капельный Воздушно­пылевой Контактно­бытовой Трансмиссивный (через передатчиков: насекомых и грызунов) Через пищу и воду

Устранение источника инфекции (обеззараживание) включает следующие мероприятия: Дезинфекция ­ уничтожение патогенных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности – токсинов.

Дезинсекция ­ уничтожение насекомых

Дератизация ­ уничтожение грызунов.

Исключение путей передачи инфекции Карантин - комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов инфицированного лица Обсервация – это медицинское наблюдение за изолированными в специальном помещении здоровыми людьми, имевшими контакт с больными

Повышение невосприимчивости людей и животных (проведение иммунизации) Иммунитет ­ это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам. Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма. Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый. Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет. Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно ­ путём введения в организм антител (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой­либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных.

Домашнее задание Читать п. 5.3 В тетради записать группы инфекционных болезней (с примерами) Письменно в тетради – привести примеры наиболее распространенных инфекционных болезней и дать им краткую характеристику. НАПРИМЕР: Дифтерия – характеризуется особым воспалением носоглотки и гортани, отравлением организма, поражением нервной, мочевыделительной и сердечно ­ сосудистой систем.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то